От уравнений до побед: как математика помогает тушить пожары

2 декабря 2025 г., вторник

В отдельном посту по охране села Билярск Чистопольского отряда противопожарной службы Республики Татарстан состоялся необычный День открытых дверей. В гости к огнеборцам пришли десятиклассники местной школы, а для одного из учеников, это мероприятие стало шагом к серьезному успеху на республиканском уровне.

Экскурсия началась с знакомства с профессией пожарного. Ребята увидели, как организована работа дежурного караула, побывали в учебном классе и гараже, узнали о распорядке дня работников противопожарной службы. Особый восторг вызвала возможность посидеть за рулем пожарного автомобиля и примерить боевую одежду.

Математика спасения

Особое внимание было уделено практической стороне работы. Школьникам показали пожарно-техническое вооружение и объяснили, как математические расчеты помогают в тушении пожаров. Именно эта тема стала ключевой для ученика 10 класса Александра Лаптина, который под руководством начальника поста Эдуарда Измайлова готовился к VIII республиканской научно – практической конференции школьников «Юность в древнем Биляре», посвященной Году защитника Отечества, с работой «Практическая математика в профессии спасателя МЧС».

«Мы изучали, как рассчитывать необходимое количество стволов, время расхода огнетушащих веществ, площадь тушения пожара, — рассказывает Эдуард Дамирович. — Эти знания не только помогают в профессиональной деятельности, но и наглядно демонстрируют практическое применение математики».

Практическая задача

Например, для расчета площади тушения пожара ручными стволами при прямоугольной форме его развития используется формула:

Sт = 2 × hт × (а + в - 2 × hт), где:             

hт - глубина тушения ручными стволами (5 м)

а - ширина фронта пламени (18 м)

в - длина фронта пламени (30 м)

Решение:

Sт = 2 × 5 × (18 + 30 - 2 × 5) = 10 × (48 - 10) = 10 × 38 = 380 кв. м

Для круговой формы развития пожара применяется другая формула:

Sт = π × hт × (2R - hт), где:         

R - радиус пожара (12 м)

hт - глубина тушения (5 м)

Решение:

Sт = 3,14 × 5 × (2 × 12 - 5) = 15,7 × (24 - 5) = 15,7 × 19 = 298,3 кв. м

Исходя из дальнейших расчетов устанавливается необходимое количество огнетушащих средств, предназначенных для тушения пожара.

Достойный результат

Упорная подготовка принесла заслуженный успех — Александр Лаптин занял 2 место в Республике Татарстан. Этот результат подтвердил, что даже сложные расчеты становятся понятными и интересными, когда видны их реальные практические применения.

Подобные мероприятия не просто знакомят детей с профессией пожарного, они помогают подросткам осознать важность точных наук и, возможно, определиться с будущей профессией. А значит, у профессии огнеборца в Татарстане есть достойная смена.

Наши работники всегда готовы помочь школьникам в подготовке к подобным важным конкурсам, поделиться профессиональным опытом и показать, как теоретические знания применяются в реальной работе пожарных.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International